Обои на рабочий стол
обои дворцы и замки соборы и храмы сады и парки памятники мосты разное

Петербург. Московский вокзал.

 

Знакомство с Петербургом для гостей из Москвы начинается с Московского вокзала. Старейший из сохранившихся вокзалов нашего города становится первым памятником архитектуры, которое видят туристы в нашем городе.

Строительство Николаевской железной дороги, соединившей Петербург и Москву, началось в 1844-м году. Архитектору Желязевичу было поручено составить проекты вокзалов для Петербурга и Москвы, а также "образцовые" проекты для промежуточных станций. Если с проектами промежуточных станций Желязевич справился («пассажирские здания первого и второго классов построены очень солидно - все камень, кирпич и чугун; потолки при ширине помещений внутри в 6 сажен покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен»), то проект вокзала в Петербурге утвержден не был. Требовался новый проект, для составления которого был организован архитектурный конкурс, в котором приняли участие архитекторы А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов и К. А. Тон.

Победителем конкурса стал К. А. Тон. В начале 1844 года получили высочайшее одобрение проект вокзала для Петербурга и аналогичный проект для Москвы (вокзал в Москве в уменьшенном виде повторял вокзал в Петербурге). Вокзал был построен по тупиковой схеме. Помещения для пассажиров (вестибюль, залы ожидания, кассы, буфеты) расположились в корпусе, выходящем на площадь. К пассажирскому зданию примыкал дебаркадер, по сторонам которого располагались кладовые и административные помещения. Его просто оформленные боковые стены были прорезаны широкими арочными окнами, а пространство над концевыми участками железнодорожных путей и пассажирскими платформами было перекрыто железным покрытием на обнаженных железных фермах. Подъехать к перронам можно было через двое ворот.

Фасад здания был выдержан в стиле неоренессанс. Здание венчает часовая башня, за счет чего оно напоминает традиционные европейские ратуши. Впрочем, отделка фасада напоминает и о московской архитектуре конца XVII века - приемы использования ордерных элементов и очертания силуэта напоминают о Сухаревой башне в Москве. Строительство здания началось в 1844-м году под руководством самого Тона. Однако, в 1847 году он был отстранен из-за конфликта с графом Клейнмихелем, и продолжением работ руководил Желязевич. Строительство завершилось к лету 1851 году.

В 1869-1870 годах была проведена первая реконструкция вокзала. Рядом с перронами был возведен двухэтажный флигель, в котором разместились багажные кладовые. В 1898 году рядом с вокзалом построили конторский корпус по проекту архитектора А. А, Клевщинского.

Однако, к началу XX века назрела нужда в новой реконструкции вокзала. Было решено объявить архитектурный конкурс на разработку проектов нового здания вокзала. Первоначальную проработку вариантов для конкурсной программы поручили С. И. Минашу (незадолго до этого он участвовал в создании Царскосельского (Витебского) вокзала).

Сперва в списке требований значилось, что здание, построенное Тоном "должно войти в состав проектируемого, а потому не может быть существенно изменено". Однако несколько позднее от этого условия отказались, и условиями допускалась полная разборка старого здания. Конкурс был объявлен в 1906 году, прием конкурсных проектов был ограничен 29 января 1907 года.

Однако, несмотря на вручение большого количества премий, результаты конкурса не удовлетворили его организаторов. Теперь был решено дать индивидуальный заказ на разработку проекта архитектору А. Н. Померанцеву, "имя которого может служить известной гарантией того, что построенный по его проекту вокзал будет действительным украшением столицы". При создании проекта Померанцев попытался сохранить включить часть старого здания с сохранением его фасада в состав нового сооружения. Осенью 1910 года Померанцев представил проект на экспертизу в Академию художеств и комиссия экспертов Академии, в целом, одобрила проект, рекомендовав сгладить противоречие между старым фасадом и надстройками.

В январе 1911 года комиссией был одобрен доработанный проект, но одновременно началась разгромная критика этого проекта. 3 декабря 1910 года А. Н. Бенуа написал в газете "Речь" заметку о проекте под названием "Сплошное недоразумение". Старое здание Московского вокзала было охарактеризовано "жалкой провинциальщиной" и образцом "псевдоренессансного вкуса". По словам Бенуа, "на проекте профессора Померанцева несомненно лучшим местом остается все же неудачная часть Тона, но это лишь говорит об окончательной неудаче всего остального". К Бенуа присоединился П. Ю. Сюзор, заявивший, что "главным недостатком" проекта "является сохранение старого фасада, который не может считаться памятником старины". А в начале 1911 года П. Ю. Сюзор, И. С. Китнер, В. А. Покровский, В. В. Суслов и Л. Н. Бенуа выступили с "особым мнением", противопоставленным решению комиссии. Они писали: "Существующий фасад, лишенный художественных достоинств, совершенно не характеризует архитектуру царствования Императора Николая I, и как построенный в то время, когда железнодорожное дело было внове, совершенно не отвечает ныне вполне выработавшейся железнодорожной архитектуре, примерами которой могут служить возведенные во многих крупных городах зап. Европы грандиозные железнодорожные вокзалы... Осуществление проекта в настоящем его виде следовало бы признать нежелательным и просить министерство путей сообщения разработать новый фасад, не стесняясь вовсе куском старого здания". Критиковали проект и внутри железнодорожного ведомства, поэтому в ноябре 1911 года было решено "оставить его без одобрения".

Потерпев неудачу с открытым конкурсом, организаторы решили провести конкурс закрытый. Приглашения на участие в нем были посланы И. А. Фомину, В. А. Щуко, Ф. И. Лидвалю, А. А. Барышникову и А. А. Гречанинову. После первого тура были выбраны проекты Ф. Ф. Лидваля, И. А. Фомина и В. А. Щуко. Лидером считался проект Фомина, но после внесения изменений и последовавшего второго тура победил Щуко.

Строительные работы уже были начаты и судьба вокзала, построенного Тоном повисла на волоске. Но работы остановили Первая Мировая война и последовавшая за ним революция и Гражданская война.
В 1951-м году была произведена очередная, давно назревшая реконструкция здания вокзала. Архитектор В. И. Кузнецов перепланировал цокольный этаж, а вместо деревянных колонн вестибюля установили бетонные, с облицовкой из серого мрамора. Здание нарастили на один этаж со стороны путей, благодаря чему подняли свод главного зала ожидания. К правому крылу здания пристроили новый флигель для размещения второго вестибюля метро.

 

Последнюю реконструкцию по проекту архитектора В. И. Кузнецова провели в 1966-1967 годах. Увеличилась длина платформ, под ними провели пешеходные тоннели. Под землей разместили и значительную часть служебных помещений. А на месте старого дебаркадера разместился новый просторный зал ожидания. В центре него был установлен бюст Ленина, которого после распада СССР сменил бюст Петра I.

 

 
Особенно интересные достопримечательности Санкт-Петербурга (статьи и фото).
 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009-2010, Djared, Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz