Обои на рабочий стол
обои дворцы и замки соборы и храмы сады и парки памятники мосты разное

Петербург. Особняк Набоковых.

 

На Большой Морской улице под номером 47 расположен "трехэтажный, розового гранита особняк с цветистой полоской мозаики над верхними окнами". Это - особняк Набоковых. Он широко известен не только как один из памятников раннего модерна, но и в качестве дома, где в 1899 году родился и провел свое детство писатель Владимир Набоков.

За свою долгую историю дом неоднократно перестраивался. В 1740-е годы на этом участке был построен небольшой каменный особняк. На рубеже XVIII - XIX веков он был надстроен и приобрел строго классицистический облик. Но во второй половине XIX века классицизм вышел из моды, и в 1874 году последовала очередная перестройка здания. Архитектор Л. Ф. Яф сломал четырехколонный портик, заменив его эркером посередине фасада, слева появилась пристройка с парадной лестницей и подворотней, обновился и декор здания.

Новый этап в жизни дома начался, когда его приобрела Е. И. Рукавишникова, вышедшая замуж за камер-юнкера В. Д. Набокова - впоследствии одного из лидеров партии Кадетов.
Перестроить особняк в соответствии со вкусами новых владельцев было поручено гражданским инженерам М. Ф. Гейслеру и Б. Ф. Гуслистому.

Перестройка началась в 1898 году с ремонта особняка и сооружения во дворе Г-образного в плане пятиэтажного корпуса с наемными квартирами и хозяйственными помещениями (его закончили в 1901 году). А в 1900 году был реконструирован и сам лицевой особняк вместе с правым дворовым флигелем. Их надстроили на один этаж с сохранением прежней отделки интерьеров.

Как впоследствии писал Гейслер, он стремился "избежать ложных форм, не вызываемых конструктивною необходимостью. Орнаментация сандриками, колоннами и т.п. была отвергнута и заменена мотивами из царства растительного", что вполне соответствовало идеологии раннего модерна. Впрочем, декор фасад по прежнему имеет много и традиционных деталей: руст, наличники, замковые камни, картуши, гирлянды.

Солидность и импозантность фасаду придает отделка естественным камнем. Нижний этаж облицован красным радомским песчаником гладкой и скальной фактуры. Из той же породы сделаны и наличники окон второго этажа, выделяющиеся на фоне поверхности стены из тесаного серого песчаника. С каменной поверхностью контрастируют ажурные узоры из кованного железа: фигурные кронштейны, верхние ограждения, флагодержатели.

Вдоль всей ширины фасада тянется мозаичный фриз, изображающий сплетенные тюльпаны и лилии на бирюзовом фоне с золотой каймой, созданный мастерской В. А. Фролова. Это самая ранняя в Петербурге мозаика в новом стиле.

 

Во внутреннем убранстве особняка Гейслер и Гуслистый в значительной степени сохранили внутреннее убранство, доставшееся в наследство от прежней хозяйки дома Н. М. Половцовой, тактично дополнив его чертами нового стиля. Помещения выдержаны в различных исторических стилях ("Людовика XV", "Генриха II", "Итальянского ренессанса"), дополненных модерном.

В настоящее время в этом здании находится музей Владимира Набокова, занимающий 1-й этаж здания.

 

 
Особенно интересные достопримечательности Санкт-Петербурга (статьи и фото).
 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009, Djared, Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz