Обои на рабочий стол
обои дворцы и замки соборы и храмы сады и парки памятники мосты разное

Петербург. Особняки Демидова.

 

Два соседних особняка, расположенных на Большой Морской улице под номерами 43 и 45 связывают не только местоположение, но и архитектор - О. Монферран, а также один из владельцев - горнозаводчик П. Н. Демидов. Имя Демидова сохранилось за домом № 43, а дом № 45 в наши дни традиционно зовут домом Гагариной.

На участке № 43 первый дом появился в 1730-х годах. Первоначально дом был двухэтажным, а во второй половине XVIII века его надстроили третьим этажом. В конце XVIII века появился дом и на участке № 45. Почти одновременно сменились и хозяева этих участков. В конце 1834 года дом №45, расположенный неподалеку от места строительства Исаакиевского собора, покупает Огюст Монферран.

Приобретя новый дом, Монферран начал его перестройку. Асимметричная планировка здания характерна для нарождающейся эклектики. Она состоит из двух основных объемов - одноэтажного с классицистическим фасадом (содержащим отдельные элементы барокко), и трехэтажного, поставленного с отступом от красной линии и напоминающего виллы эпохи Возрождения, с просторной террасой на уровне второго этажа, украшенной декоративными бюстами. Аттик одноэтажного корпуса украшают три горельефа: "Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи", "Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра" и "Карл I подает Тициану кисть". Трехэтажный корпус украшают барельефы на темы басен Лафонтена.

Перестройка здания началась 10 января 1835 года, но вскоре Монферран продает этот особняк статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Демидову, а сам переселяется на набережную реки Мойки. А в феврале 1836 года Демидов покупает соседний дом №43, и заказывает Монферрану перестройку и этого здания в стиле итальянского палаццо. Проект перестройки был утвержден 20 февраля 1836 года, а строительные работы продолжались вплоть до 1840 года.

Трехэтажный особняк Демидова своими размерами и богатым декором превзошел все соседние дома. Центральную часть здания Монферран обогатил элементами барочной архитектуры. Протяженный балкон на уровне второго этажа поддерживают шесть кариатид из мрамора, созданных по модели скульптора Т.Н. Жака. Тот же скульптор создал скульптурную группу, украшающую верхнюю часть фасада - две крылатые фигуры поддерживают щит с гербом Демидовых. В интерьере особняка особой известностью пользовался Большой зал, который был одним из первых примеров использования малахита в отделке помещений (знаменитый Малахитовый зал Эрмитажа появился уже позднее).

Демидов практически не успел насладиться новым особняком - он скончался в 1840 году. Его вдова через несколько лет после смерти мужа вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина — сына знаменитого историка и писателя. В 1848–1850 годах известный архитектор эпохи эклектики Г.А. Боссе выполнил небольшие перестройки в особняке. После Карамзиных домом перешел в руки сына Павла Демидова, который в 1864 году сдал дом на 9 лет итальянскому посольству.

В 1874 году дом купила княгиня Н. Ф. Ливен, при которой архитектор И. В. Штром перестроил особняк, чтобы он соответствовал современным технологиям (в подвале установили два калорифера, печи заменили водяным отоплением, провели водопровод и газ).

В 1910 году особняк был выкуплен послом короля Италии, для размещения итальянского посольства. Когда в 1925 году итальянцы покинули особняк, они вместе с имуществом посольства вывезли заодно и всё малахитовое убранство.

 

В настоящее время в здание располагается Балтийский банк.
Особняк под №45 был продан княгине В. Ф. Гагариной и был кардинально перестроен внутри в 1873-1874 годах по проекту архитекторов И. В. Штрома и А. Е. Месмахера.

Ныне же в нем размещается Дом композитора - творческий клуб Санкт-Петербургского союза композиторов.

 

 
Особенно интересные достопримечательности Санкт-Петербурга (статьи и фото).
 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009, Djared, Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz