Обои на рабочий стол
обои дворцы и замки соборы и храмы сады и парки памятники мосты разное

Петербург. Смольный монастырь.

 

В XVIII веке у излучины Невы, напротив Охты, находился Смоляной двор, снабжавший дегтем Санкт-петербургское Адмиралтейство. Неподалеку от него в 1720 году был построен загородный Смольный дворец для Екатерины I. После ее смерти он перешел по наследству к ее дочери Елизавете Петровне, которая практически безвыездно жила здесь все время царствования Анны Иоанновны.

После вступления Елизаветы на престол, она покидает Смольный дворец. Но в память о проведенном здесь времени она решает "на том месте, где ее императорского величества дворец, называемый Смольным, воздвигнуть вновь девичий монастырь с церковным и прочим строением". Возможно, что она планировала провести здесь конец жизни. Торжественная церемония закладки собора прошла 30 октября 1748 года.

Проектирование монастыря было поручено любимому архитектору императрицы - Б. Ф. Растрелли. Он создал проект регулярного ансамбля дворцовой усадьбы, в центре которой вместо дворца был бы поставлен великолепный собор, а в композиции использовался ряд особенностей, характерных для русских монастырей XVI-XVII века.

Первоначальный проект был утвержден в начале 1749 года. Тогда же начались строительные работы. Однако, 11 июля 1749 года Елизавета вносит первое изменение в проект - вместо запланированного одноглавого собора "по римскому маниру" должен был быть построен пятиглавый собор по образцу Успенского собора в Москве. 31 июля 1749 года вносится новое изменение - в монастыре должна быть построена колокольня по образцу московского "Ивана Великого".

В соответствии с этими требованиями Растрелли переработал проект. Мы можем судить о нем на основании модели, находящейся в музее Академии Художеств. Однако, колокольня так и не была построена, хотя фундаменты под нее были подготовлены чуть ли не раньше всех остальных. По всей вероятности, это было связано с постоянной нехваткой государственных средств. Каменные блоки, использовавшиеся для создания фундамента колокольни, впоследствии были использованы для фундамента Московских ворот.

По всей вероятности, в связи с отказом от колокольни, Растрелли внес изменения и в проект самого храма, который снова становился главной архитектурной доминантой ансамбля. Он сблизил и слил барабаны-башенки боковых куполов с барабаном центрального купола в единый массив.

Строительство монастыря активно велось вплоть до начала Семилетней войны, когда из-за дефицита государственного бюджета средства на строительство стали поступать с перебоями. В дальнейшем Елизавета Петровна потеряла интерес к монастырю.

Строительные работы неспешно продолжались и при Екатерине II. Главным архитектором взамен уехавшего Растрелли был назначен Ю. М. Фельтен. Теперь монастырь достраивался для Воспитательного общества благородных девиц, более известного как Смольный институт. Рядом Фельтен возвел здание Училища Мещанских девиц.

 

Смольный институт находился в монастырских корпусах вплоть до 1808 года, когда было открыто специальное здание Смольного института, построенное по проекту Д. Кваренги.

Смольный собор был завершен уже при Николае I, в качестве "собора всех учебных заведений". Этими работами, которые длились с 1832 по 1835 год, руководил архитектор В. П. Стасов.

 

 
Особенно интересные достопримечательности Санкт-Петербурга (статьи и фото).
 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009-2010, Djared, Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz