Большой Гостиный двор является одним из главных центров торговли Петербурга. В свое он был самым крупным торговым зданием Российской империи, но и в наши Гостиный двор занимает достойное место среди торговых зданий города.
Деревянный Гостиный двор первоначально располагался на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта. После пожара 1736 года было решено построить новое каменное здание в районе Аничкова моста, а на углу Невского проспекта и Садовой улицы разместились временные деревянные торговые ряды. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Район у Аничкова моста занял Аничков дворец и в 1748 году было принято решение о постройке Гостиного двора в "один апартамент" (этаж), на погребах, с наружными и внутренними галереями.
Первый проект в начале 1750-х годов составил архитектор А. Ринальди, однако он так и не был утвержден.
В 1752-м году было решено, что новое здание Большого Гостиного двора должно иметь не один, а два этажа. Составление нового проекта было поручено Б. Растрелли. Он был утвержден в 1757 году и в следующем году последовал указ «о строении каменного Гостиного двора по плану обер-архитектора Растреллия». Строительство должно было финансироваться за счет купцов, которым "в вечное и потомственное владение" должны были принадлежать лавки в построенном здании.
Однако начало работ затянулось, а вкусы в России вскоре изменились - на смену барокко пришел классицизм. Новый проект Гостиного двора был разработан архитектором Ж. Вален-Деламотом, который сохранил планировку здания, задуманную Растрелли, но решил его декор в духе раннего классицизма. Проект был утвержден 22 мая 1761 года, когда вышел императорский указ: "Гостиный двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено".
Строительство велось с 1761 по 1785 год. Построенное здание в плане имело форму неправильного четырехугольника с большим внутренним двором, и состояло из отдельных лавок с входом с улицы (всего к концу XVIII века здесь было "коренных или настоящих лавок 147, разумея за одну внизу и вверху и принадлежащие к лавкам окошки"). По обоим этажам проходили аркады, а углы здания украшали портики. В центре аркады на Невском проспекте устроили еще один портик, завершающийся аттиком. На случай пожара во дворе здания вырыли большой пруд.
В 1837 году в нескольких лавках была обустроена пневматическая система отопления, а в 1842 году в Гостиный двор провели газовое освещение.
В 1886-87 годах главный фасад здания, выходивший на Невский проспект был декорирован в духе необарокко по проекту Л. Н. Бенуа. После перестройки здания оно стало напоминать отвергнутый проект Растрелли.
Здание сильно пострадало в годы Блокады, но уже в 1942 году в рамках архитектурного конкурса рассматривались проекты восстановления Гостиного двора. В 1945-48 годах он был восстановлен по проекту О. Л. Лялина, который вернул внешний вид здания к проекту Деламота. А в 1955-60 годах была проведена новая реконструкция, по проекту архитекторов И. А. Вакса и Л. С. Катонина. В ходе нее отдельные лавки объединили в единую анфиладу. А в 1967 году в здании открылся вестибюль станции метро "Гостиный двор", созданный по проекту архитекторов А. К. Андреева и Я. Е. Москаленко.
|