В 1877 году в Петербурге открылось первое в России каменное здание цирка специальной постройки. Цирк Чинизелли работает по прямому назначению и в наши дни, пользуясь большой популярностью.
История цирка в России начинается ещё с петровских времен. Уже в 1724 году особый указ извещал почтовых смотрителей, что в Петербург едет "иноземец с компанией", а при нём "танцующая лошадь".
В 1738 году "голландские ташеншпилеры" выступали перед императрицей Анной Иоанновной, а после появления конного цирка в Петербург все чаще приезжают труппы "конных штукмейстеров" и "конных искусников".
В 1822 году на Крестовском острове было появилось первое специальное здание для цирковых представлений, а 11 декабря 1827 года состоялось открытие "Олимпийского цирка", построенного по проекту архитектора Шустова примерно на том же месте, что и нынешний цирк. 22 ноября 1845 года было построено специальное здание цирка для труппы Гверры на месте нынешнего Мариинского театра, а через год еще один цирк открылся на месте нынешнего сада у Аничкова дворца.
Популярность обоих цирков навела дирекцию императорских театров на мысль построить вместо двух частных цирков один большой казённый. Цирк Гверры сломали, а на его месте построили новый театр-цирк (совмещавший в себе театральную сцену и цирковую арену) по проекту Альберта Кавоса, открывшийся 29 января 1849 года (театр-цирк просуществовал до 1860 года, когда после пожара был перестроен в Мариинский театр).
А в 1867 году возникает уже непосредственный предшественник цирка Чинизелли. В этом году Карл Гинне получает разрешение сроком на 1 год на постройку деревянного цирка на Михайловской площади (впоследствии Гинне удавалось продлевать разрешение на последующие годы). Одновременно Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера, "на уголке к Семионовскому мосту и на Фонтанку", для постройки каменного стационарного цирка. Неоднократные отказы городской власти в удовлетворении его ходатайства и нарастающие сложности в деле содержания ветшающего цирка заставляют Гинне в 1872 году покинуть Петербург. Управление цирком он передает своему зятю (мужу сестры) - Гаэтано Чинизелли.
В 1872 году Гинне покинул Петербург и передал управление цирком он своему зятю Гаэтано Чинизелли. "Это был утонченный, изящный наездник, прекрасно чувствующий лошадь и умеющий подчинить ее своей воле. Дрессировка и верховая езда полностью поглощали его мысли. Достойный ученик великого мэтра Боше, Чинизелли поднялся на недосягаемую высоту." Чинизелли продолжил хлопоты Гинне с целью получить разрешение на строительство стационарного здание цирка в Инженерном сквере.
В итоге, стороны сошлись на компромиссе. Взамен получаемого в аренду участка Инженерного сквера Чинизелли обязался "устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади по сносе деревянного цирка, … обнести сквер железною решеткою и устроить в нем роскошный фонтан".
Новое каменное здание цирка было построено по проекту архитектора В. А. Кенеля и открылось 26 декабря 1877 года, ровно через два года после получения Высочайшего соизволения. Журнал "Всемирная иллюстрация" писал:"Новое здание ... сделало бы честь даже не настолько скромной и скучной местности, как уголок к Семионовскому мосту и на Фонтанку... Наружность нового цирка больше чем красивая...".
Архитектор Кенель постарался вписать здание в окружение. Горизонтальным рустом и арочными окнами здание цирка перекликается с фасадами павильонов кордегардии. Прямоугольный объем ризалита, в котором размещаются вестибюль и лестницы, контрастирует с цилиндрической формой здания. Купол, венчающий здание, был спроектирован инженером О. Е. Крель и архитектором Р. Б. Бернгардом. Чинизелли не пожалел средств и на внутреннюю отделку здания. Зрительный зал и фойе украшали малиновый бархат, золото, зеркала, освещаемые роскошными газовыми люстрами, конюшня (куда допускалась только привелегированная публика) благоухала духами.
В 1919 году здание цирка перешло в руки государства. А в 1960-м году происходит реконструкция здания. Для того, чтобы разместить фойе и гардеробы на всех уровнях, одноэтажная внешняя галерея была надстроена на всю высоту здания, были внесены и другие изменения в конструкции и декоре.
|