Эффектный дом с двумя башнеобразными эркерами, возвышающийся на площади Льва Толстого стал одним из символов Петроградской стороны. Этот дом, один из двух, принадлежавших гражданскому инженеру Розенштейну, зовут в народе "Дом с башнями".
В середине XIX века большое незастроенное землевладение располагалось между "площадкой Каменноостровского проспекта" и Карповкой. В 1890-х годах эта территория была поделена на несколько частей, и на участке на углу "площадки" и Архиерейской улицы (ныне ул. Льва Толстого) к 1899 году со стороны Архиерейской улицы был сооружен пятиэтажный лицевой дом с перпендикулярным флигелем вдоль межевой линии. В сторону площади дом выходил круглой башней на торце, увенчанной граненым куполом.
В начале XX-го века участки между Карповкой и нынешней площадью Льва Толстого было решено продать под застройку, проложив здесь новый проезд. Выгодная для города инициатива была поддержана Городской думой. В июле 1909 года Николай II утвердил план прокладки улицы, составленный гражданским инженером К. И. Розенштейном. Вновь устраиваемый проезд стал продолжением Большого проспекта.
Сам Розенштейн приобрел два смежных владения во главе нового отрезка проспекта (№75 и №77). Учитывая, что на участке №75, выходившем на площадь, уже стоял дом, застройку он начал с соседнего участка. Но в 1913-м году пришла очередь и углового участка. В марте 1913 года был утвержден проект его застройки, составленный Розенштейном. На участке планировалось построить шестиэтажный доходный дом с мансардным этажом. В целях разумной экономии в его объем включался уже существующий пятиэтажный дом с флигелем.
Фасады в проекте 1913 года получили неоренессансный характер. Нижние два этаж, вмещавшие крупные общественные помещения, решались в виде аркады с термальными окнами. Лейтмотивом композиции служил большой ордер, объединявший третий - шестой этажи. В каждом простенке размещались ионические пилястры на постаментах с раскрепованным антаблементом. Узкий фасад со стороны площади фланкировали два граненых четырехэтажных эркера и завершали четыре скульптуры.
Однако, уже в ходе строительства Розенштейн обратился к за помощью к архитектору А. Е. Белогруду (точно так же он поступил и в случае с домом № 77). Не меняя планировочной структуры, Белогруд преобразил прежнюю композицию фасада, создав одно из самых необычных и выразительных произведений петербургской архитектуры тех лет. Проектные чертежи Белогруда датируются 1914 годом, а в мае 1915 года Городская управа согласовала осуществленное здание в измененном виде.
Белогруд отказался от ордерной схемы и внес в композицию пластическое разнообразие. Скрещение черт ренессансной и готической архитектуры наполнило облик здания романтическими аллюзиями.
Подчеркнуто массивные шестигранные эркеры на углах вырастают из уступчатых оснований по сторонам огромной стрельчатой арки и превращаются в башни, завершенные эффектными балюстрадами.
Тема граненых башен, фланкирующих центральный объем, навеяна английской готикой. Окна эркеров расположены на разных уровнях и различаются по формам проемов и рисунку обрамлений. Неровные цепочки гранитных рустов на углах имеют как бы случайный рисунок. Этими приемами создается впечатление живописной иррегулярной игры форм.
Нижний ярус здания раскрыт высокими застекленными арками стрельчатой формы. Все фасады поделены карнизами на три яруса. Наличники окон и арок с оригинальным зубчатым рустом, выложенные из сердобольского гранита, контрастно выделяются на оштукатуренной глади стен. Крупные балюстрады прикрывают мансардный этаж.
"Дом с башнями" стал последним по времени и первым по значению сооружением на новом отрезке Большого проспекта.
В 1915 году в здании был устроен кинематограф. В 1985 году помещение кинотеатра "Арс" занял театр миниатюр "Эксперимент". С 1995 года здесь работает театр "Русская антреприза имени Андрея Миронова".
|