Обои на рабочий стол
обои дворцы и замки соборы и храмы сады и парки памятники мосты разное

Петербург. Дом Зингера.

 

В Петербурге не так много зданий, которые могут гордиться тем, что упомянуты в стихах. Но дом фирмы Зингер, расположенный на углу Невского проспекта и канала Грибоедова, занимает достойное место в этом ряду. Именно о нем говорится в стихотворении Николая Заболоцкого "Красная Бавария":

И как бы яростью объятый,
Через туман, тоску, бензин,
Над башней рвался шар крылатый
И имя "Зингер" возносил.

Автор этого здания - граф Павел Сюзор, один из самых успешных (перечень его работ в Петербурге насчитывает 81 название) архитекторов Петербурга конца 19 - начала 20 столетия. Именно к нему обратилась американская фирма Зингер (один из ведущих производителей швейных машинок), решившая построить в столице России здание для штаб-квартиры своего российского офиса.

Купив за сумму, превышавшую миллион рублей участок на Невском проспекте, руководители фирмы планировали построить здесь небоскреб, аналогичный их штаб-квартире в Нью-Йорке (небоскреб насчитывал 47 этажей). Но после покупки участка их ждало разочарование: строительный устав Петербурга запрещал постройку здания, превышавшего 11 саженей (около 22 метров). Прокричать о себе на весь Петербург, построив небоскреб, не удалось. Но Сюзор успешно решил эту задачу иными средствами.

По проекту, участок по периметру застраивался шестиэтажными корпусами с мансардным этажом над ними (мансардный этаж не учитывался высотными ограничениями, что позволяло выиграть еще немного высоты). Поперечный флигель образовывал два внутренних двора, которые на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей. Один из них был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «для промышленных целей».

Экономии площадей способствовало использование металлического каркаса, так как стены, освобожденные от функции несущих конструкций, были сделаны достаточно тонкими. Так же благодаря каркасу появилась возможность прорезать их огромными окнами. Вертикальные акценты подчеркивала группировка окон трех центральных этажей в стройные аркады, но главным средством создания образа высотного здания стала башня-фонарь.

При согласовании проекта Городская Управа усомнилась в правомочности возведения над зданием высотной доминанты, однако проект был утвержден после рассмотрения в Академии художеств. В первоначальных вариантах угловая башня имела усложненные формы с обилием мелких деталей, но позднее П. Ю. Сюзор дорабатал проект купола, одновременно увязав его с архитектурным окружением и делая более выразительным. Изящная конструкция из металла и стекла великолепно выражает идею торжества технического прогресса, но в то же время перекликается по форме с куполом Казанского собора и увенчанными главками шатрами Спаса-на-Крови.

Стены здания облицованы полированным красным и серым гранитом. В металлодекоре впервые использовалась ковкая бронза. Скульптура фасадов, символизирующая назначение здания, выполнена в технике выколотки под «зеленую бронзу». Автор моделей - скульптор А. Г. Адамсон. Фигуры девушек держат в руках веретено с тонкой стальной нитью, а около них стоят швейные машины. Угол дома украшает американский орел, исполненный по модели скульптора А. А. Обера.

Здание было оборудовано по последнему слову техники. Здесь были установлены лифты OTIS и сейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Дождевая вода отводилась с крыш по внутристенным медным трубам, а снег счищался под действием пара.

Финансовые и торгово-закупочные структуры акционерной компании "Зингер" сосредоточились в мансардном этаже, а остальные пространства здания сдавались внаем.

 

Помещения в здании одними из первых стали арендовать банкиры. Первым договоро аренды заключил Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, а позднее к нему присоединились банкирские дома "Захарий Жданов" и "Братья Джамгаровы", а также правление Русско-Английского банка. Сюда же переехало американское консульство. В 1919 году в Дом Зингера из Смольного перевели Петрогосиздат.

В 1920 году ассортимент расширился за счет дореволюционных изданий и продукции московских издательств. В 1922 году в здании открылся нотный магазин, в 1923 году - магазин иностранной литературы. С этого времени на первых этажи дома Зингера разместились книжные магазины, а в верхних - издательства (Лениздат, Детгиз, "Просвещение", "Художественная литература", Academia, "Искусство") и редакции журналов ("Книга и революция", "Звезда", "Литературная учеба"). Здание приобрело новое имя, известное каждому питерцу - Дом Книги.

 

 
Особенно интересные достопримечательности Санкт-Петербурга (статьи и фото).
 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009, Djared, Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz