Здание дворца А. Д. Меншикова - главный дворец раннего Петербурга. Оно имеет ключевое значение в истории зодчества Петровского времени и играет важную градостроительную роль в панораме Невы.
В 1710-м году по проекту архитектора Ф. Фонтаны состоялась закладка каменных палат, прямоугольных в плане и с выступающими в сторону набережной узкими ризалитами. Это было самое раннее каменное строение на Васильевском острове. Осенью 1711 года первая очередь работ была завершена, и Меншиков отпраздновал новоселье.
В 1712 году Фонтана возвел симметричные боковые флигели, сильно заглубленные со стороны лицевого фасада. Тогда же на северном фасаде был пристроен центральный ризалит с двухмаршевым крыльцом. С 1713 года руководство работами перешло к И. Г. Шеделю, который удлинил пристройкам флигели, образовавшие курдонер в сторону сада. В 1715-1716 годах дворец снова расширили на север - новые жилые и служебные флигели, отделенные от основной части дворца широкими арочными проездами, замкнули дворовое пространство в каре. По периметру двора на уровне второго яруса их охватывала открытая аркада.
В 1720-1721 годах Шедель пристроил к палатам со стороны набережной западное крыло, которое размещалось на соседнем участке. В "наугольных палатах" разместился большой зал для заседаний Военной коллегии, которую возглавлял Меншиков. В 1727 году было начато строительство симметричного западному восточного крыла, однако соорудить успели только фундаменты.
Трехэтажный на подвале дворец стал образцом петровского барокко. Здание выделялось своими размерами и богатством отделки. Живописность ему придавали шатровые двухъярусные крыши с переломами, отдельные для каждого объема, и раскрашенные белыми и красными ромбами "в шахмат". Пышность убранства главного корпуса акцентировал аттик с шестью статуями (предположительно, Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Боковые ризалиты венчались финиментами с княжескими коронами.
Фасад здания был декорирован поэтажными пилястрами. Более тяжелые пилястры нижнего яруса, объединяющие первый и цокольный этажи, сменяются более легкими и изящными пилястрами второго и третьего этажей. Оконные проемы, с частой расстекловкой, были обработаны плоскими пилястрами с ушками.
После опалы и ссылки Меншикова здание было конфисковано в казну. Постройки несколько лет использовались в качестве склада, а в 1731 году их передали Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года - Первый кадетский корпус).
Приспособление дворца для размещения Кадетского корпуса с 1732 года производилось под руководством архитектора М. Г. Земцова и его помощников И. Я. Бланка и Ф. Исакова. В 1739 году двухярусную крышу заменили на вальмовую, а финименты с княжескими коронами заменили на треугольные фронтоны.
В 1743-1745 годах в бывшем "Ассамблейном" зале устроили домовую церковь Воскресения Христова. Помимо изменения интерьеров это повлекло и изменения фасада со стороны набережной. Вместо поэтажной расстановки пилястр был введен большой ордер, объединивший второй и третий этажи, а прямоугольный аттик был заменен лучковым фронтоном. В 1768 году высота оконных проемов второго этажа была увеличена, а прямоугольные окна третьего этажа заменили овальными люкарнами.
В 1967 году здание было передано Государственному Эрмитажу для реставрации и размещения музейно экспозиции. В 1974 году был разработан проект реставрации, предусматривавший возвращение фасадам их первоначального облика. По окончании первой очереди работ (1976-1981 годы) во дворце открылась экспозиция "Меншиковский дворец-музей". В 2002 году были восстановлены короны и вазы на фронтонах, предполагается восстановление скульптурного убранства на аттике.
|