Одним из самых красивых зданий Петербурга является Казанский собор. Ныне достоинства этого здания неоспоримы. Но стоит отметить, что такая точка зрения далеко не всегда была господствующей. Так, еще в 1830-40 годах Воронихина считали "жалким копиистом в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микель-Анджело". Более того, такое мнение господствовало вплоть до начала XX века, и многим русским архитекторам и исследователям (среди которых особо следует выделить И. Фомина) стоило больших усилий, чтобы Казанский собор встал в истории русской архитектуры на достойное место.
Одной из главных святынь русской православной церкви является икона Казанской божьей матери. Вскоре после основания Петербурга она была перевезена в новую столицу. В 1733-1737 годах на пересечении Екатериниского канала и "Большой першпективной дороги" по проекту М. Г. Земцова была построена церковь Рождества богородицы, куда и перенесли икону. Как и икону, церковь стали называть Казанской. Но вскоре эта церковь перестала удовлетворять запросы горожан. И уже в 80-90х годах появляются проекты нового храма, составленные Н. А. Львовым и Д. Кваренги, которые, однако, так и не были реализованы.
Ситуация изменилась, когда новый император Павел I распорядился возвести новый храм, по образу и подобию собора Святого Петра в Риме. В 1799 году был проведен конкурс проектов, в котором участвовали П. Гонзаго, Ч. Камерон и Тома де Томон. Наибольшее впечатление на Павла произвел проект Камерона и 24 октября он распорядился: "Я поручил архитектору Камерону составить проект и план нового здания Казанской церкви в Петербурге". Однако, всего через месяц Павел изменил свое решение и распорядился строить здание по проекту А. Н. Воронихина. Руководить строительной комиссией поручалось президенту Академии художеств графу Строганову. По всей вероятности, именно благодаря Строганову Воронихин, в то время еще малоизвестный архитектор, получил такой крупный и ответственный заказ, с которым блестяще справился.
Работы по строительству собора начались весной 1801 года. А 27 августа того же года состоялась торжественная церемония закладки собора. Строительство велось вплоть до 1811 года.
Воронихину пришлось решить сложную градостроительную проблему, ведь в соответствии с канонами православия собор сориентирован с запада на восток, а значит стоит боком к Невскому проспекту. Но грандиозная колоннада из ста сорока четырех колонн, образующая площадь, связывает собор с Невским проспектом, усиливая его градостроительную роль. Облицовка здания и колонны сделаны из пудожского камня, который придает зданию изящество и элегантность. Силуэт каменного, на высоком барабане, купола доминирует в обширном городском пространстве.
Собор не только является культовым сооружением - одновременно это памятник Отечественной войны 1812 года. В соборе погребен М. И. Кутузов, с именем которого связывается изгнание французов из России. Эту героическую тему поддерживают установленные перед собором в 1837 году памятники фельдмаршалам Кутузову и Браклаю-де-Толли, созданные скульптором Б. И. Орловским и архитектором В. П. Стасовым. |