Одно из самых старых каменных зданий Петербурга - Кикины палаты, начали строить в 1714-м году для адмиралтейств-советника Кикина. Из-за многократных перестроек мы не знаем, как выглядел дом изначально, так же, как не знаем достоверно, кто именно был его архитектором (по всей вероятности, это был А. Шлютер). Впрочем, мы знаем, что дом был построен "покоем" (то есть в форме буквы "П"). Его центральная часть была двухэтажной, боковые ризалиты имели один этаж.
Владелец дома - Александр Васильевич Кикин был одним из ближайших соратников Петра I. Бывший царский денщик, а затем бомбардир в потешном Преображенском полку , он сделал блестящую карьеру. И каменный дом, один из самых роскошных в Петербурге (в то время в Петербурге кроме палат Кикина было только два каменных дома - дворец Меньшикова и зимний дом Петра I) должен был стать одним из символов его успеха.
Но наслаждаться своим новым домом Кикину довелось совсем недолго. Причиной постигшей его трагедии стала дружба с царевичем Алексеем, у которого служил казначеем брат Кикина – Иван. Именно у Кикина Алексей спрашивал совета, как ему быть, когда осенью 1715 обострился конфликт Петра с Алексеем. Тот посоветовал царевичу уйти в монастырь, якобы добавив: "Ведь клобук не гвоздями к голове прибит, можно будет и снять". Алексей просил у отца разрешения на иночество, но Петр уехал за границу, так и не дав ответа. В августе 1717-го Петр потребовал от сына или не мешкая ехать к нему, или постричься, уведомив, когда и в какой монастырь. Кикин был убежден, что Петр зовет Алексея, чтобы уморить в походах, и что даже в монастыре его в покое не оставят. По совету Кикина Алексей бежал в Вену и попросил покровительства австрийского императора Карла VI. Дальнейшую историю все хорошо знают. Алексей вернулся в Россию и сдал всех, кто помогал ему.
В начале февраля 1718 года Кикина арестовали (при аресте с ним случился удар). На пытках 11 и 18 февраля Кикин во всем сознался: «Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру - когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив»; 22 февраля он отправил Петру письмо, в котором пытался оправдаться, но на новой пытке 5 марта подтвердил первоначальные показания. Решением министров его осудили на “жестокую” смертную казнь. По настоянию графа Апраксина Екатерина просила о смягчении наказания Кикину, но ее просьбы не помогли. 17 марта Александра Кикина колесовали, и только на следующий день обезглавили. По легенде, Петр, подойдя к умирающему Кикину, наклонился к нему и спросил: "Александр, ты человек умный. Как же дерзнул на такое дело?" - "Ум любит простор; а от тебя ему тесно", - ответил Кикин.
Все имущество Кикина было конфисковано, и в Кикиных палатах в 1719 разместилась Петровская кунсткамера (для этого здание надстроили на один этаж). Все было «в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено "всякого желающего... смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи". За вход в первый русский музей денег не брали, поскольку Петр требовал посетителей "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Мало того, за подобный интерес к музею посетителей угощали "кофе и цукербродами".
Кунсткамера находилась в Кикиных палатах до 1725 года, а в 1733 году квартал был отдан для размещения Конной гвардии. В палатах разместились полковая канцелярия, церковь и лазарет. Для них здание вновь перестроили, возведя над его центральной частью деревянную колокольню. А в 1829-1830 годах архитектор военного ведомства А. Е. Штауберт осуществил кардинальную перестройку здания, полностью изменив весь его облик. Было разобрано крыльцо, уничтожена вся отделка фасадов, третий этаж перестроен и украшен треугольными фронтонами.
В Великую Отечественную войну палаты были разрушены, и здание считалось погибшим. К счастью, за его восстановление взялась замечательный реставратор - Ирина Николаевна Бенуа (она восстанавливала Строгановский дворец, Царскосельский лицей, Нарвские ворота, петергофский "Коттедж"). Поскольку первоначальных обмеров здания (и даже изображений) не сохранилось, в 1956-м году была создана своего рода фантазия на тему богатого жилого дома петровской эпохи, с его возможной объемно-пространственной композицией, планировкой и декором фасадов.
|